Литературный клуб «Дерзание»
Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., 39.
Местонахождение: Главный корпус (Аничков дворец), каб. 112.
Телефон: 314-51-62.
Руководитель клуба
Кривошеев Роман Сергеевич
Историческая справка
«Человек, талантливый буквально во всех областях», – писатель, фольклорист, ученый-натуралист, фотограф, краевед, журналист, Михаил Михайлович Пришвин, так говорил о природе таланта: «Что значит, талант? Однажды весной я подумал об этом и вижу, на высокой елке, на самом верхнем ее пальчике, сидит маленький птичик. Я догадался, что птичек этот поет, потому что клювик его маленький то откроется, то закроется. Но такой он маленький, птичик, что песенка его до земли не доходит и остается вся там, наверху. Птичик этот крохотный пел, чтобы славить зарю, но не для того он пел, чтобы песенка славила птичку. Так я тогда в этом птичике и нашел ответ себе на вопрос: что такое талант. Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться». Это ощущение природы таланта разделяют участники нашего клуба «Дерзание», старейшего литературного детско-юношеского клуба страны, связанного с именами Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Ольги Бергольц. История клуба «Дерзание» началась еще в 1937 году, когда заведующая абонементом библиотеки Дворца пионеров, Ольга Федоровна Хузе, выступила с идей объединить ребят, занимающихся в разных литературных кружках. Первая встреча состоялась в Дубовом кабинете, где перед юными авторами выступили такие знаменитые писатели, как Корней Чуковский и Николай Тихонов. Впоследствии клуб приобрел уникальных педагогов в лице Б. М. Прилежаевой-Барской, Ольги Бергольц, Бориса Лихарева, Глеба Семенова, Нины Князевой. Задачи клуба еще в самом начале определила Б. М. Прилежаева-Барская. По ее словам, «главное – разбудить в детях стремление писать, направить их творческие попытки, научить их литературной грамоте». При этом она говорила о том, что «воспитывая в детях стремление к писательству, меньше всего следует думать о том, чтобы сделать их писателями. Пусть наши ребята в будущем станут геологами или актерами, докторами или инженерами. Тогда, владея литературными навыками, они многое смогут рассказать людям». Занятия в клубе так полюбились ребятам, что даже во время Великой отечественной войны юные прозаики и поэты спешили во Дворец пионеров, несмотря на то, что зачастую этот путь был смертельно опасен. Однако, и в тяжелое военное время клуб не прекращал свою работу, а ребята не переставали сочинять новые произведения и каждый раз больше, чем бомбежек, боялись опоздать на занятия, которые тогда вел Сергей Исаакович Хмельницкий. В 1944 году в клуб в качестве руководителя пришел Глеб Семенов, который дал «путевку в жизнь» многим известным прозаикам и поэтам. Работа клуба была такой плодотворной, что вскоре он стал хорошо известен в городе. В клубе подрастали будущие известные прозаики, поэты, переводчики – Виктор Топоров, Михаил Яснов, Виктор Кривулин, Сергей Стратановский, Татьяна Царькова, Виктор Андреев. Созданию особой творческой атмосферы способствовало приглашение в качестве гостей на встречу с ребятами Булата Окуджавы, Александра Кушнера, Майи Борисовой, Николая Акимова, Александра Володина, Виктора Сосноры. Целая плеяда прозаиков, поэтов, режиссеров, бардов проходила перед глазами учащихся в стенах клуба «Дерзание». И нередко именно клуб помогал ребятам определиться с тем, насколько важное значение будет иметь литература в их будущей жизни. Так, по словам Александра Городницкого, вспоминавшего годы, проведенные в «Дерзании», никому после занятий не хотелось расходиться по домам. «Мы долго бродили по шумному Невскому, или по тихой Фонтанке, беспрестанно читая стихи или разговаривая о них. Жизнь наша, до того бессмысленная, обрела главный смысл. И дело было, конечно, не в скромных наших способностях и не в уровне стихов. Мы все обрели истинную веру, причастились великого таинства мира звуков и их единственной гармонии, и не могли уже жить как прежде». С годами эта особая, уникальная атмосфера, свойственная клубу, не была потеряна, благодаря стараниям педагогов – Елены Николаевны Роговой, Израиля Савельевича Фридлянда, Любови Борисовны Береговой, Надежды Павловны Царевой, Натальи Павловны Королевой, Ирины Михайловны Тарариной. Особое место в истории клуба занимает имя члена союза писателей России, Виктора Николаевича Кречетова, более двух десятилетий своей жизни отдавшего работе в «Дерзании». За это время на его занятиях выросло несколько поколений ныне хорошо известных писателей и поэтов. По словам В. Н. Кречетова: “главное – может быть, даже не в тех знаниях, которые дают педагоги на своих занятиях. Гораздо важнее создать атмосферу творчества, сделать так, чтобы творчество юного автора было самостоятельным, самобытным. В сущности, клуб «Дерзание» – сегодня – не столько кружки как таковые, не столько учеба, школа, сколько творческое объединение, своего рода творческий союз, союз юных писателей». Именно благодаря В. Н. Кречетову больше десяти лет постоянно выходил альманах «Музы на Фонтанке», на страницах которого дебютировали многие будущие литераторы. Подшивка этого альманаха – является своего рода летописью клуба, историей творческих поисков, вдохновенной работы и подлинно талантливых находок.
История «Дерзания» не ограничивается только лишь его славным прошлым, она продолжается и сейчас, уже в наши дни многие ребята становятся победителями всероссийских и даже международных литературных конкурсов, проводятся постоянные творческие вечера, презентации журналов с новыми яркими произведениями ребят.
Очень интересную информацию об истории создания клуба, свидетельства знаменитых выпускников можно почерпнуть из материала, опубликованного в издании «Пчела».
Выпускники клуба «Дерзание»
АЛЕКСАНДР БЕЗЗУБЦЕВ-КОНДАКОВ – прозаик, литературовед, публицист
Окончил Российский Государственный Педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет социальных наук). Затем магистратуру по кафедре русской истории РГПУ им. А.И. Герцена. В 2006 году окончил аспирантуру по кафедре российской истории Санкт-Петербургского государственного Аграрного университета. Член Союза писателей России. Академик Петровской академии наук и искусств. За роман «Три черных омута» в 2002 году получил Премию губернатора Санкт-Петербурга в области литературы и искусства. За роман «Светлейший князь» награжден медалью памяти А.Д.Меншикова. В 2007 году опубликовал две новые публицистические книги - «Встреча со святыней» (по благословению Патриарха Алексия II) и «Удачу нести на крыле», посвященную истории авиационного двигателестроения СССР.
ВИКТОР КРИВУЛИН – поэт, литературный критик
Видный деятель неофициальной культуры Ленинграда. Первый лауреат премии Андрея Белого за 1978 год. В 1970-е гг. один из крупнейших деятелей ленинградского литературного и культурологического самиздата (журналы «37», «Северная почта» и др.). В начале 1990-х гг. член редколлегии журнала «Вестник новой литературы». В 90-е вел обширную литературную и общественную деятельность. Первые книги под одинаковым названием «Стихи» (1981 и 1988) вышли в Париже, затем последовали поэтические сборники «Обращение» (1990), «Концерт по заявкам» (1993), «Последняя книга» (1993), «Предграничье» (1994), «Requiem» (1998), «Купание в иордани» (1998), «Стихи юбилейного года» (2001), «Стихи после стихов» (2001). Посмертно вышла книга стихов 1970-х «Композиции» (2010).
СЕРГЕЙ СТРАТАНОВСКИЙ – поэт, литературный критик
Пишет стихи с 1968. Впервые опубликовал их в альм. “Аполлон 77” (Париж, 1977). Редактировал вместе с К.Бутыриным самиздатский ж-л «Обводный канал». Печатал стихи на Западе: “Аполлон 77”, «Эхо» (1978, № 4), Перекрестки” (1981, № 5), “Третья волна” (1984, № 17), «Стрелец» (1984, № 4), “Беседа” (1984, № 2), «Вестник РХД» (№ 121). На родине впервые опубликовал стихи в сб. «Круг» (Л., 1985). Выпустил кн.: Стихи. СПб, «Новая литература», 1993; Тьма дневная. М., “НЛО”, 2000. Печатает стихи в ж-лах «Нева» (1989, № 9); «Родник» (1988, № 6); «Вестник РХД» (№ 159, 1990), «Вестник новой литературы» (№ 3, 1991), «L,Oell/Око» (№ 1, 1994), «Звезда» (1993, № 1; 1995, № 6), “Знамя” (1996, № 1), “Новый ж-л” (№ 201, 1996). Стихи переведены на нем. и англ. языки. Царскосельская премия, премия им. Андрея Белого.
ВИКТОР ТОПОРОВ – литературовед, переводчик, критик
Переводил английскую, американскую, немецкую, нидерландскую поэзию (Дж. Донн, Дж. Байрон, У. Блейк, П. Б. Шелли, Э. По, Р. Браунинг, О. Уайльд, Р. Киплинг, Г. Мелвилл, Т. С. Элиот, У. Х. Оден, Р. Фрост, И. В. Гёте, К. Брентано, Ф. Ницше, Р. М. Рильке, Г. Бенн, П. Целан, поэты-экспрессионисты, Г. А. Бредеро, Люсеберт, Х. Клаус и другие). Также перевёл романы «Американская мечта» Н. Мейлера, «Шпион, пришедший с холода» Д. Ле Карре (оба в соавторстве с А. К. Славинской) и ряд остросюжетных английских и американских романов. Составил антологию «Сумерки человечества» (1990), однотомник стихов и прозы С. Плат (1993), сборник пьес Т. С. Элиота (1997). Автор-составитель поэтической антологии «Поздние петербуржцы» (1990). Публиковался в качестве критика в газетах «Независимая газета», «Смена», «Литератор», «Литератор», «Петербургский литератор», «Слово и дело», «День литературы», «Литературная газета», «Культура», «Век», «Петербургский Час пик», «Санкт-Петербургские ведомости», «Столичная вечерняя газета», «Известия»; в журналах – «Литературное обозрение», «Звезда», «Нева», «Постскриптум», «Воскресение», «Свободная мысль», «Век XX и мир», «Среда», «Сеанс» и др.,в интернет-изданиях «Взгляд» и «Свободная пресса». С 1990 года публиковался в качестве общественно-политического обозревателя.
ЛЕВ ЛУРЬЕ – публицист
В 1991-1993 годах – профессор русской истории в американских колледжах. С 1995 года – пишущий журналист (статьи были напечатаны в журналах: «Сеанс», «Пчела», «Pulse», «Карьера-Капитал», «Коммерсантъ», «Календарь»), «Огонек», «Деловой Петербург» автор множества статей по истории. С 2000 – ведущий программы на радио «Эхо Петербурга». В 2001 – лауреат конкурса «Золотое перо» за лучшую работу на радио и телевидении. С 2002 года Лев Лурье – основатель и редактор журнала «Квартальный надзиратель» (Издательский Дом «Собака.ру»). С 2006 по 2009 гг. директор Дирекции документального вещания ТРК «Петербург – Пятый канал». В 2009 – обладатель Гран-При «Журналист года» конкурса[2] «Золотое перо». С 2004 по 2009 год директор дирекции документального вещания 5-го канала – автор и ведущий телепроектов. С 2011 года – основатель Дома Культуры Льва Лурье.
КИРИЛЛ КОЗЛОВ– поэт, публицист
Член Союза писателей России Кирилл Козлов, ставший лауреатом литературной премии им. Бориса Корнилова за 2011 год.
ИГОРЬ МАСЛЕННИКОВ – кинорежиссер
В 1967 году окончил Высшие режиссёрские курсы при киностудии «Ленфильм». В кино режиссёр дебютировал фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». Огромную известность Игорю Масленникову принесли телевизионный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и трилогия «Зимняя вишня». Более двадцати лет является президентом петербургской студии «Троицкий мост». Читает лекции в Высшей школе режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге.
РОМАН КРУГЛОВ – поэт, литературный критик
Писать стихи начал в 10 лет, в периодической печати публиковался с 2001г. («Молодой Петербург», «Архиоптерикс», «Невский альманах», «Вокзал», «Аврора», «День Поэзии» 2007, «Аничков мост» 2010, «Северная Аврора», «Гончарный круг», «Литературный Петербург», «Литературная газета» (Москва), «Русское Поле» (Молдавия), «Енисейский литератор» (Красноярск), «Немига литературная» (Белоруссия) и др.). Закончил с отличием филологического факультет РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирант кафедры искусствознания и преподаватель литературы в СПбГУКиТ. Оргсекретарь Международного фестиваля русскоязычной поэзии «Полилог» (2012), редактор-составитель одноименного поэтического сборника (2012), ведущий одноименных ежемесячных поэтических мастер-классов. Член Союза Писателей России. Член ЛитО при СП России «Молодой Петербург» и ЛитО при СП Санкт-Петербурга «Пиитер». Заведующий отделом критики альманаха «Молодой Петербург». Редактор-составитель сборника современной поэзии и критики «Красивые вещи» (2009). Автор книг стихов «История болезни» (2010), «36 кадров» (2012).
Образовательные программы
В настоящее время учебные занятия осуществляются по двум образовательным программам «Проза» и «Поэзия и проза».
Педагог группы «Поэзия и проза» – Шевченко А.А.
Педагоги группы «Проза» – Кривошеев Р.С., Кречетов В.Н.
Занятия в обеих группах рассчитаны на трехгодичное обучение.
ПРОГРАММА «ПРОЗА»
Несмотря на тенденции уменьшения значимости художественной литературы в современном социокультурном пространстве даже обычное общение по-прежнему остается логоцентричным, будь то общение в социальных сетях или простое отправление смс-сообщения. Любой активный русскоязычный пользователь Интернета так или иначе находится в пространстве родного наречия, и от уровня его грамотности, умения четко сформулировать свою мысль, тактичности вербального высказывания напрямую зависит успешность коммуникации, плодотворность общения. Поэтому, занятия, посвященные художественной литературе, предметом которой является данная программа, представляют особенную актуальность в современном информационном пространстве, ведь лучшие образцы мировой словесности не только дарят эстетическое наслаждение, но и учат культуре речи, искусству высказывания, афористичности мысли. Литературный клуб «Дерзание» гордится именами многих выпускников, занимающих значимое место в современной культурной жизни Петербурга и России, многие из них не являются профессиональными писателями, но ведут активную жизнь в различных сферах культуры и искусства. При этом достичь профессиональных успехов в этой области (по их собственным признаниям), им помогли занятия в литературном клубе «Дерзание». В задачи клуба изначально не входило намерение воспитывать исключительно профессиональных литераторов, главным виделось сформировать представление о культуре общения, способствовать развитию творческого воображения и помочь учащимся прежде всего стать подлинными читателями, умеющими не поверхностно читать попадающиеся на глаза тексты, а ценить красоту Слова, с бережной любовью относиться к родному языку, уметь отличить литературный шедевр от текста, не представляющего никакой художественной ценности. Далеко не каждый подросток, приходящий на занятия в клуб, обладает достаточным талантом, для того чтобы впоследствии стать выдающимся писателем, но любой из учащихся способен стать настоящим читателем, чутким, переживающим, стремящимся сохранить лучшие традиции родного наречия. По словам И. Бродского, «о любом городе можно судить по количеству в нем книжных магазинов». Но еще очень важно – какие именно книги стоят на полках этих книжных магазинов, какую книгу выберет зашедший туда покупатель. Поэтому целью данной программы является попытка формирования у подрастающего поколения эстетических и нравственных критериев, которые помогли бы им впоследствии в добровольном предпочтении лучших образцов мировой словесности поверхностным однодневкам. Существование чуткого, грамотного, умного читателя – и есть главный залог благополучного будущего страны.
Отличительные особенности программы
Данная программа является обобщением педагогического опыта 77-летней деятельности клуба «Дерзание», отражает творческие традиции, заложенные в предыдущие годы.
Особенностью данной программы является то, что юные литераторы, занимающиеся по программе, становятся участниками современной культурной жизни Петербурга, принимают участие в городских, а также всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, встречаются с известными деятелями культуры и искусства. А собственные творческие поиски учащихся не ограничиваются рамками кабинета, где проходят занятия, - лучшие творения юных литераторов не только публикуются, но и становятся предметом общей литературной жизни города – с официальными презентациями в Доме писателя, с отзывами профессиональных литературоведов в периодической печати.
Возраст учащихся - программа адресована учащимся 11-17 лет, активно интересующимся литературой и делающим первые шаги в собственном литературном творчестве. Прием осуществляется без конкурса. По результатам собеседования учащиеся зачисляются в группы 1-3 годов обучения.
Группы формируются по возрастному принципу, при котором каждый уровень обучения предполагает зачисление учащихся с различной общетеоретической подготовкой и различным творческим опытом. Возрастные различия в пределах 2-4 лет в творческой деятельности ощущаются незначительно, и тем не менее, в педагогическом процессе учитываются особенности возрастной психологии.
Сроки реализации программы – программа рассчитана на 3 года.
Продолжительность освоения программы – 144 часа на каждом году обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа.
ПРОГРАММА «ПОЭЗИЯ И ПРОЗА»
Сила слова, безусловно, велика. Литература оказывает влияние на духовное и нравственное развитие ребенка. Тем более это влияние многократно усиливается, если ребенок сам стремится овладеть литературным мастерством. На занятия по программе «Поэзия и проза» редко приходят дети не пишущие. Теоретические занятия знакомят их с многообразием мира творчества, с теми средствами, которыми пользуется автор для отображения своего внутреннего мира, своего отношения к происходящему в природе, в мире, в отношениях между людьми. Знакомство с русской и мировой литературой наглядно иллюстрирует теоретический курс и позволяет находить в мире творчества достойные ориентиры. Собственно творчеству учащихся уделяется большое внимание. Открытое обсуждение созданных произведений, достаточно строгое, но доброжелательное, позволяет находить правильные пути к совершенствованию мастерства, и что особенно важно, позволяет выявлять крупицы таланта, еще очень незаметные, но доставляющие великую радость педагогу и уверенность юному творцу в том, что он на правильном пути. Педагогу интересно наблюдать своих учащихся в развитии, а им в свою очередь интересно открывать новые грани своего творческого дарования. Это накладывает особый отпечаток на взаимоотношения педагога и его воспитанников. Начинает преобладать индивидуальный подход. Кто-то пишет лирические произведения о природе, кто-то о взаимоотношениях человека и природы, кого-то интересует сфера человеческих взаимоотношений, гражданская поэзия, любовная лирика, юмор. Круг детских интересов в творчестве необычайно широк. Важно выделить для каждого ребенка то направление, к которому он интуитивно стремится. На последнем этапе реализации программы для педагога становятся приоритетными совершенствование мастерства, способность каждого самостоятельно ориентироваться в многообразии литературных приемов, в выборе тем для своих произведений. Делается ставка на активное участие в литературной жизни клуба, Дворца творчества юных, города путем участия в литературных конкурсах, олимпиадах. По возможности лучшие произведения публикуются в печати.
Отличительные особенности программы
Данная программа является обобщением педагогического опыта 77-летней деятельности клуба «Дерзание», отражает творческие традиции, заложенные в предыдущие годы. Ввиду специфики литературного творчества программа имеет нелинейный характер и предполагает подвижность в усвоении материала, смещение объемов, сроков, возвратность тем по мере необходимости.
Возраст учащихся – программа адресована учащимся в возрасте от 9 до 15 лет, склонным к литературному творчеству, обладающим определенными литературными способностями или в идеале талантом, осознанно стремящимся к развитию своих способностей.
Сроки реализации программы – программа рассчитана на три года.
Продолжительность освоения программы – 144 часа на каждом году обучения.
Прием осуществляется без конкурса.
Формы организации деятельности учащихся – групповая, а также сочетание индивидуального и коллективного творчества в аудитории, взаимоанализ на занятии. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа.
Формы занятий
- творческая мастерская
- практикум
- экскурсия
- беседа
Формы обучения включают в себя лекционные занятия о судьбе и творчестве видных литераторов. Теоретические занятия раскрывают разнообразие литературных приемов, применяемых для создания произведения. Во время практических занятий в работе с младшим контингентом предполагается создание игровых ситуаций, способствующих поиску рифм, сюжетных линий, ритма. Практические занятия включают детей в творческий процесс, направленный на развитие творческих способностей. Проведение обсуждения персональных работ учащихся, конструктивная критика помогают детям сориентироваться в своем творчестве, обнаружить досадные промахи или ощутить радость успеха. Участие в творческих конкурсах позволяет ощутить результативность своей работы и достойно воспринимать достижения других.
Социальные партнеры
- Санкт-Петербургское отделение союза писателей России
- Санкт-Петербургское государственное учреждение «Дом писателя»
- Издательство «Литература нового поколения»
- Всероссийская творческая Ассамблея «Адрес детства – Россия»
- Литературное объединение «Молодой Петербург» при Санкт-Петербургском отделении союза писателей России