Образовательные программы СДЮСШОР № 2
Меню
Пояснительная записка на программу «Использование современных компьютерных технологий в шахматах»
Пояснительная записка на программу «Использование современных компьютерных технологий в шашках»
Пояснительная записка на программу «Шахматное искусство»
Пояснительная записка на программу «Начальная подготовка шахматиста»
Пояснительная записка на общеобразовательную предпрофессиональную программу по виду спорта теннис
Пояснительная записка на программу «Спортивное ориентирование и туризм»
Пояснительная записка на программу «Сноуборд»
Пояснительная записка на программу «Спортивный туризм: туристские маршруты и туристские дистанции»
Пояснительная записка на общеобразовательную предпрофессиональную программу по виду спорта шахматы «Подготовка юных шахматистов»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы ряда ведущих тренеров России и предназначена для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. Она является результатом анализа, систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей игре в шахматы.
Основной целью программы является подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд России и города для участия в соревнованиях России, Европы и мира.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
1. Освоение теоретической подготовки шахматиста, позволяют спортсмену самостоятельно работать с литературой и компьютерными программами.
Участие в турнирах различного уровня на протяжении всего процесса обучения.
Повышение общего уровня логического мышления не только в шахматах, но и в других областях деятельности.
Формирование личностных качеств спортсмена целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание, повышение самооценки;
Воспитание этического поведения спортсмена на соревнованиях, сборах, в коллективе.
Продолжительность освоения программы
Программа «Подготовка юных шахматистов» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Вся программа предполагает срок обучения юных шашистов 10 лет и включает в себя следующие этапы:
- Этап начальной подготовки (НП-2) – (414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 1 года обучения (УТ-1) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 2 года обучения (УТ-2) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-3) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-4) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-5) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 1 года обучения (1104 а/ч, сокращение на 25% - 828)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 2 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 3 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) (1472 а/ч, сокращение на 25% – 1104 а/ч)
Программа состоит из четырех самостоятельных учебных курсов, рассчитанных на шахматистов определенных спортивных разрядов и определенных уровней теоретической подготовки. В то же время следует рассматривать эти курсы как единый учебный процесс, взаимосвязанный содержанием, формами и методами практических занятий. Курс построен концентрически – темы, изучаемые в каждом блоке, постепенно углубляются и расширяются, что позволяет не только систематизировать пройденный материал, но и обеспечить взаимосвязь между ранее изученным материалом и рассматриваемом вновь.
Такая структура позволит тренерам-преподавателям любых спортивных школ пользоваться унифицированной программой и создаст единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шахматистов.
I. Базовый уровень (НП).
Главное – доступность для каждого ребенка.
Основные задачи уровня: Знакомство с шахматной игрой. Воспитание стойкого интереса к шахматам, потребности в интеллектуальном творчестве; приобщение к самовоспитанию и самообразованию, воспитание дисциплинированности и организованности.
II. Уровень учебно-тренировочный (УТ).
Задача – накопление знаний, умений и навыков игре в шахматы.
Цель – выявление талантливых детей, обучение включает в себя тренировку мышления и создание определенных представлений на уровне идей и практического применения, стимулируя детей к изучению и раскрытию своих творческих наклонностей умения оценить себя и других. Преодоление себя путем напряженной тренировки помогает осознать, что такое самодисциплина.
Срок обучения зависит от индивидуальных способностей обучающихся.
Группы формируются по возрасту и уровню знаний.
Уровень совершенствование спортивного мастерства (ССМ)
Задачи:
- индивидуальная, высокопрофессиональная творческая работа с обучающимися для достижения высоких спортивных результатов;
- выполнение норматива «Мастер спорта»;
- обучение строится на глубоком изучении творческого наследия новых идей и направлений.
Уровень высшего спортивного мастерства (ВСМ)
Задачи:
- достижение высокого мастерского уровня игры;
- выполнение норматива «Мастер спорта международного класса»
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
- На этап начальной подготовки принимаются дети с 6 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.
- На этап учебно-тренировочный – зачисляются обучающиеся с учетом возраста и спортивной подготовки (выполнившие разрядные требования) и успешно прошедшие контрольно-переводные нормативы.
- На этап ССМ и ВСМ зачисляются спортсмены выполнившие норматив кандидата в мастера спорта, мастера спорта.
Формы и методы обучения
Формы проведения занятий – групповые и индивидуальные, с учетом возможностей ребенка.
На протяжении всего процесса обучения шахматисты изучают теорию игры (Теоретическая часть) и участвуют в различных шахматных соревнованиях (практическая часть). Это относится и к шахматистам начальных разрядов первого года обучения и к уже сформировавшимся спортсменам, достигшим уровня КМС и выше.
Теоретическая часть – изучения различных фаз шахматной партии, знакомство с тактическими и стремительными приемами игры. Знакомство с творчеством ведущих гроссмейстеров прошлого и настоящего времени, выработка собственного стиля игры обучающегося, индивидуальные занятия (такие формы обучения целесообразны с обучающимися высоких спортивных разрядов).
Практическая часть тренировочные турниры, квалификационные турниры, анализ сыгранных партий (для шахматистов младших разрядов); консультационные партии, участие в шахматных фестивалях, первенствах и чемпионатах города, России, Международных турнирах и др. (для шахматистов высших разрядов).
Ожидаемый результат
На базовом уровне (НП)
- приобретение специальных знаний, навыков и развития индивидуальных качеств.
- выполнение разрядных требований
На уровне Учебно-тренировочном (УТ)
- повышение уровня игры в шахматы
- повышение спортивного разряда
На III уровне (ССМ) и IV уровне (ВСМ)
- совершенствование профессиональных качеств, расширение запаса типовых тактических и стратегических идей, повышение дальности быстроты и точности расчета, анализ собственного творчества.
- выполнение разрядных требований
Формы оценки результативности
Объективный критерий оценки результативности – спортивные результаты в квалификационных турнирах спортивной школы, городских и Всероссийских соревнованиях, первенствах Мира и Европы. В течение учебного года юные шахматисты принимают участие в 4-6 квалификационных турнирах, 5-6 турнирах городского и Российского календаря. Общее кол-во сыгранных партий составляет от 60 до 120 партий за учебный год в зависимости от квалификации шахматиста. По результатам турниров шахматисты получают или подтверждают спортивные разряды, становятся победителями и призерами турниров, повышают международный рейтинг.
Пояснительная записка на общеобразовательную предпрофессиональную программу по виду спорта шашки на программу «Подготовка юных шашистов»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы ряда ведущих тренеров России и предназначена для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. Она является результатом анализа, систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей игре в шашки.
Основной целью программы является подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд России и города для участия в соревнованиях России, Европы и мира.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Освоение теоретической подготовки шашиста, позволяют спортсмену самостоятельно работать с литературой и компьютерными программами.
Участие в турнирах различного уровня на протяжении всего процесса обучения.
Овладение навыками инструкторской судей деятельности по шашкам.
Повышение общего уровня логического мышления не только в шашках, но и в других областях деятельности.
Формирование личностных качеств спортсмена целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание, быстроту мышления и зрительную реакцию, пространственное воображение, повышение самооценки.
Воспитание этического поведения спортсмена на соревнованиях, сборах, в коллективе.
Продолжительность освоения программы
Программа «Подготовка юных шашистов» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Вся программа предполагает срок обучения юных шашистов 11 лет и включает в себя следующие этапы:
- Этап начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) – (1 год – 276 а/ч)
- Этап начальной подготовки 2 года обучения (НП-2) – (2– 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 1 года обучения (УТ-1) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 2 года обучения (УТ-2) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-3) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-4) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-5) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 1 года обучения (1104 а/ч, сокращение на 25% - 828)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 2 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 3 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) (1472 а/ч, сокращение на 25% - 1104 а/ч)
Программа состоит из четырех самостоятельных учебных курсов, рассчитанных на шашистов определенных спортивных разрядов и определенных уровней теоретической подготовки. В то же время следует рассматривать эти курсы как единый учебный процесс, взаимосвязанный содержанием, формами и методами практических занятий. Курс построен концентрически – темы, изучаемые в каждом блоке, постепенно углубляются и расширяются, что позволяет не только систематизировать пройденный материал, но и обеспечить взаимосвязь между ранее изученным материалом и рассматриваемом вновь.
Такая структура позволит тренерам-преподавателям любых спортивных школ пользоваться унифицированной программой и создаст единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шашистов.
I. Базовый уровень (НП).
Главное – доступность для каждого ребенка.
Основные задачи уровня: Знакомство с шашечной игрой. Воспитание стойкого интереса к шашкам, потребности в интеллектуальном творчестве; приобщение к самовоспитанию и самообразованию, воспитание дисциплинированности и организованности.
II. Уровень учебно-тренировочный (УТ).
Задача – Накопление знаний, умений и навыков игре в шашки.
Цель – выявление талантливых детей, обучение включает в себя тренировку мышления и создание определенных представлений на уровне идей и практического применения, стимулируя детей к изучению и раскрытию своих творческих наклонностей умения оценить себя и других. Преодоление себя путем напряженной тренировки помогает осознать, что такое самодисциплина.
Срок обучения зависит от индивидуальных способностей учащихся. Группы формируются по возрасту и уровню знаний.
III. Уровень совершенствование спортивного мастерства (ССМ)
Задачи:
- индивидуальная, высокопрофессиональная творческая работа с обучающимися для достижения высоких спортивных результатов;
- выполнение норматива «Мастер спорта»;
- обучение строится на глубоком изучении творческого наследия новых идей и направлений.
Уровень высшего спортивного мастерства (ВСМ)
Задачи:
- достижение высокого мастерского уровня игры;
- выполнение норматива «Мастер спорта международного класса»
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
- На этап начальной подготовки принимаются дети с 6 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.
- На этап учебно-тренировочный – зачисляются обучающиеся с учетом возраста и спортивной подготовки (выполнившие разрядные требования) и успешно прошедшие контрольно-переводные нормативы.
- На этап ССМ и ВСМ зачисляются спортсмены выполнившие норматив кандидата в мастера спорта, мастера спорта.
Формы и методы обучения
Формы проведения занятий – групповые и индивидуальные, с учетом возможностей ребенка.
На протяжении всего процесса обучения шашисты изучают теорию игры (Теоретическая часть) и участвуют в различных шашечных соревнованиях (практическая часть). Это относится и к шашистам начальных разрядов первого года обучения и к уже сформировавшимся спортсменам, достигшим уровня КМС и выше.
Теоретическая часть – изучения различных стадий шашечной партии, знакомство с тактическими и позиционными приемами игры. Знакомство с творчеством ведущих гроссмейстеров прошлого и настоящего времени, выработка собственного стиля игры обучающегося, индивидуальные занятия.
Практическая часть тренировочные турниры, квалификационные турниры, анализ сыгранных партий (для шашистов младших разрядов); консультационные партии, участие в шашечных фестивалях, чемпионатах города, России, Международных турнирах и прочее (для шашистов высших разрядов).
Ожидаемый результат.
На базовом уровне (НП)
- приобретение специальных знаний, навыков и развития индивидуальных качеств.
- выполнение разрядных требований
На уровне Учебно-тренировочном (УТ)
- повышение уровня игры в шашки
- повышение спортивного разряда
На III уровне (ССМ) и IV уровне (ВСМ)
- совершенствование профессиональных качеств, расширение запаса типовых тактических и стратегических идей, повышение дальности быстроты и точности расчета, анализ собственного творчества.
- выполнение разрядных требований
Формы оценки результативности
По окончании каждого учебного года при переходе в следующую группу обучающиеся должны знать весь материал, указанный в программных требованиях, и выполнить соответствующие квалификационные нормы.
- участие в соревнованиях;
- результаты в квалификационных турнирах
- выполнением спортивных разрядов
Пояснительная записка на программу «Использование современных компьютерных технологий в шахматах»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы ряда ведущих шахматистов и тренеров России. Она является результатом анализа, систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей игре в шахматы.
Использованием компьютерных программ в процессе обучения позволяет не только обобщить элементарные сведения по основам теории шахмат, но и более углубленно изучить приемы тактики и стратегии. Это позволяет обучающимся повысить уровень игры юных шахматистов.
Основной целью программы является повышение уровня квалификации за счет использования современных информационных технологий, эффективных шахматных программ и развитие творческой активности обучающихся.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Обучить работе на ПК;
- Воспитать личностные качества обучающегося (целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание);
- Сформировать у спортсмена навык уровня практической шахматной игры (логического и ассоциативного мышления), предоставить возможность выполнения спортивных разрядов.
Реализация этих учебных задач осуществляется в совокупном применении методов теоретических занятий, практического использования знаний в процессе работы на тренажерах и шахматных программах на PC.
Продолжительность освоения программы
Программа имеет научно-техническую направленность.
Продолжительность освоения программы два года:
1год – 144 часа (4 ч/н),
2 год – 216 часов (6 ч/н)
Характеристика обучающихся, которым адресована программа.
Программа рассчитана на детей 9-16 лет с шахматной квалификацией от 3 до 1 спортивного разряда, а так же кандидатов в мастера спорта.
Обучающиеся 1 года обучения осваивают начальный уровень программы. Обучающиеся 2 года получают более углубленные знания в рамках освоения программы.
Формы и методы обучения
Форма обучения – индивидуально-групповая. Занятия строятся из сочетания теоретического и практического материала. Доля каждого блока определяется уровнем подготовленности группы и их спортивной квалификационной категорией. Использование компьютеров позволяет индивидуально подходить к обучению каждого обучающегося. Занятия проводятся с помощью лицензионных обучающих шахматных программ.
Ожидаемый результат
В результате учебного курса обучающиеся получат практические навыки работы с ПК и прикладными шахматными пакетами. Они должны улучшить точность расчета вариантов партий, получить навыки самостоятельной работы. Практические занятия должны позволить им поднять спортивную квалификацию.
Формы оценки результативности
Контроль за освоением программы осуществляется при помощи решения контрольных примеров, тестовых задач на компьютере, а также по результатам участия обучающихся в тренировочных и квалификационных турнирах.
Пояснительная записка на программу «Использование современных компьютерных технологий в шашках»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы ряда ведущих шашистов и тренеров России. Она является результатом анализа, систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей игре в шашки.
Использованием компьютерных программ в процессе обучения позволяет не только обобщить элементарные сведения по основам теории шашек, но и более углубленно изучить приемы тактики и стратегии. Это позволяет обучающимся повысить уровень игры юных шашистов.
Основной целью программы является повышение уровня квалификации за счет использования современных информационных технологий, эффективных шашечных программ и развитие творческой активности обучающихся.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Обучить работе на ПК;
- Воспитать личностные качества обучающегося (целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание);
- Сформировать у спортсмена навык уровня практической шахматной игры (логического и ассоциативного мышления), предоставить возможность выполнения спортивных разрядов.
Реализация этих учебных задач осуществляется в совокупном применении методов теоретических занятий, практического использования знаний в процессе работы на тренажерах и шашечных программах на PC.
Продолжительность освоения программы
Программа имеет научно-техническую направленность.
Продолжительность освоения программы два года:
1 год – 144 часа (4 ч/н),
2 год – 216 часов (6 ч/н)
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа обучения рассчитана на спортсменов 10-17 лет, имеющих навык игры в шашки с квалификацией от III разряда. Обучающиеся 1 года обучения осваивают начальный уровень программы. Обучающиеся 2 года получают более углубленные знания в рамках освоения программы.
Формы и методы обучения
Форма обучения – индивидуально-групповая. Занятия строятся из сочетания теоретического и практического материала. Доля каждого блока определяется уровнем подготовленности группы и их спортивной квалификационной категорией. Использование компьютеров позволяет индивидуально подходить к обучению каждого обучающегося. Занятия проводятся с помощью лицензионных обучающих шашечных программ.
Ожидаемый результат
В результате учебного курса обучающиеся получат практические навыки работы с ПК и прикладными шашечными программами. Они должны улучшить точность расчета вариантов партий, получить навыки самостоятельной работы. Практические занятия должны позволить им поднять спортивную квалификацию.
Формы оценки результативности
Контроль за освоением программы осуществляется при помощи решения контрольных примеров, тестовых задач на компьютере, а также по результатам выступления обучающихся в тренировочных и квалификационных турнирах.
Пояснительная записка на программу «Шахматное искусство»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы ряда ведущих шахматистов. Она является результатом анализа, систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей игре в шашки.
Шахматы популярны и любимы среди детей. Большое значение придается этой игре при рассмотрении возможностей влияния на воспитание ребенка. приучают к логическому и дисциплинированному мышлению, точному расчету. Улучшается память, развиваются ассоциативное мышление и чувство ответственности, что очень важно в любом виде деятельности.
Основной целью являются обучение юного шахматиста основам шахматной игры. Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Воспитать стойкий интерес к шахматам;
- Формировать личностные качества обучающегося (целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание) повышать его самооценку;
- Развивать интеллектуальные способности, творческую активность обучающихся;
- Сформировать у юных шахматистов навык игры (правила игры, простейшие тактические приемы, умение оценивать позицию и вести игру), эстетический вкус (чувство красоты партий, комбинаций, этюдов и т.д.).
Продолжительность освоения программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Данный курс рассчитан на 1 год обучения – 144 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, не знакомых с основами шахматной игры. Необходимые требования к обучающимся. Должны уметь:
рассказывать о том, что видят, считать, читать, писать.
Формы и методы обучения
Форма обучения – индивидуально-групповая.
Схема построения занятия включает в себя: объяснение нового материала, его закрепление, практическую игру и проверку пройденного материала. Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. Половина отведенных часов отводятся на практику (тренировочные партии, конкурсы решений).
Закрепление знаний проводится в компьютерной аудитории с помощью шахматных программ для ПК (обучающие программы).
Ожидаемый результат
В процессе занятий обучающиеся развивают память, внимание, творческое воображение, дисциплину мышления. Они начинают формировать первые навыки самостоятельной работы.
Форма оценки результативности
Контроль за прохождением программы осуществляется при помощи контрольных опросов, контрольных работ, тестовых контрольных заданий на компьютере.
Пояснительная записка на программу «Начальная подготовка шахматиста»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы ряда ведущих шахматистов. Она является результатом анализа, систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей игре в шашки.
Шахматы популярны и любимы среди детей. Большое значение придается этой игре при рассмотрении возможностей влияния на воспитание ребенка. Приучают к логическому и дисциплинированному мышлению, точному расчету. Улучшается память, развиваются ассоциативное мышление и чувство ответственности, что очень важно в любом виде деятельности.
Основной целью является обучение юного шахматиста основам шахматной игры.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Познакомить юного шахматиста с основами теории шахматной игры (правила игры, простейшие тактические приемы, определение плана и т.д.)
- Сформировать у юных шахматистов навык игры, предоставить возможность выполнения спортивных разрядов.
- Повысить уровень логического и ассоциативного мышления, внимание и усидчивость.
- Формировать личностные качества спортсмена, повышать его самооценку.
В процессе прохождения курса и его окончания предполагается выполнение юными шахматистами квалификационных норм спортивного разряда.
Продолжительность освоения программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Данный курс рассчитан на 1 год обучения – 144 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа предназначена для детей 7-12 лет, не знакомых с основами шахматной игры.
Формы и методы обучения
Форма обучения – индивидуально-групповая, с учетом возможностей ребенка.
Содержание программы делится на теоретическую и практическую части.
Схема построения занятия: объяснение нового материала, его закрепление, практическая игра и проверка пройденного материала.
Предусмотрено использование компьютерных программ по всем изучаемым темам.
Продолжительность знакомства с теоретической частью на одном занятии не должна превышать 30-40 минут
Ожидаемый результат
По завершению изучения разделов программы обучаемые должны овладеть следующими знаниями и навыками:
- Элементарные понятия о шахматной игре;
- Тактические приемы и комбинации;
- Окончания;
- Элементы стратегии;
- Основы теории дебютов.
В процессе усвоения теоретического материала обучающиеся овладевают игровыми навыками и связывают изучение теории с собственной игровой практикой.
Как результат – выполнение к концу обучения норм спортивных разрядов.
Форма оценки результативности
Контроль за прохождением программы осуществляется при помощи контрольных опросов – заданий, тестовых контрольных заданий на компьютере. Выполнение и присвоения спортивных разрядов.
Пояснительная записка на общеобразовательную предпрофессиональную программу по виду спорта спортивное ориентирование
Данная программа разработана на основе типовой «Типовая программа детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по спортивному ориентированию» авторы Ю.С. Воронов, Ю.С. Константинов, программа подготовлена как типовая и рекомендована Министерством образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей.
Основной целью программы является подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд России и города для участия в соревнованиях России, Европы и мира.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Освоение теоретической подготовки.
- Формирование представления о картах, основных условных знаках.
- Знакомство с основами правил соревнований.
- Участие в соревнованиях различного уровня на протяжении всего процесса обучения.
- Овладение навыками инструкторской судей деятельности по спортивному ориентированию.
- Формирование личностных качеств спортсмена целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание, быстроту мышления и зрительную реакцию, пространственное воображение, повышение самооценки.
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
- развитие наблюдательности, чувства времени, памяти, воображения, пространственной ориентации;
- Воспитание этического поведения спортсмена на соревнованиях, сборах, в коллективе.
Продолжительность освоения программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Вся программа предполагает срок обучения 11 лет и включает в себя следующие этапы:
- Этап начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) – (1 год – 276 а/ч)
- Этап начальной подготовки 2 года обучения (НП-2) – (2– 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 1 года обучения (УТ-1) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 2 года обучения (УТ-2) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-3) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-4) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-5) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 1 года обучения (1104 а/ч, сокращение на 25% - 828)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 2 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 3 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) (1472 а/ч, сокращение на 25% - 1104 а/ч)
Программа состоит из четырех самостоятельных учебных курсов, рассчитанных на спортсменов определенных спортивных разрядов и определенных уровней теоретической и практической подготовки. В то же время следует рассматривать эти курсы как единый учебный процесс, взаимосвязанный содержанием, формами и методами практических занятий. Курс построен концентрически – темы, изучаемые в каждом блоке, постепенно углубляются и расширяются, что позволяет не только систематизировать пройденный материал, но и обеспечить взаимосвязь между ранее изученным материалом и рассматриваемом вновь.
Характеристика обучающихся, которым адресована программа.
Программа предназначена для детей от 8 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий спортом и физическим нагрузкам.
Формы и методы обучения
Форма обучения – индивидуально-групповая, с учетом возможностей ребенка.
Содержание программы делится на теоретическую и практическую части.
Участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах.
Ожидаемый результат.
На базовом уровне (НП)
- приобретение специальных знаний, навыков и развития индивидуальных качеств.
- выполнение разрядных требований
На уровне Учебно-тренировочном (УТ)
- повышение уровня подготовки
- повышение спортивного разряда
На III уровне (ССМ) и IV уровне (ВСМ)
- совершенствование профессиональных качеств
- повышение или подтверждение разрядных требований
Формы оценки результативности.
Объективный критерий оценки результативности - спортивные результаты в соревнованиях различного уровня (город, Россия, Европа и мир). По результатам соревнований спортсмены выполняют или подтверждают спортивные разряды, выполнение контрольных нормативов.
Пояснительная записка на общеобразовательную предпрофессиональную программу по виду спорта теннис
Данная программа составлена на основе типовой «Примерные программы спортивной подготовки детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва ТЕННИС» допущена Федеральным агентством по физической культуре и спорту принята за основу при планировании учебно-тренировочного процесса отделения тенниса.
Основной целью программы является подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд России и города для участия в соревнованиях городского, всероссийского и международного уровня.
Для достижения основной цели решаются следующие задачи:
- Освоение теоретической и практической подготовки.
- Знакомство с основами правил соревнований.
- Участие в соревнованиях различного уровня на протяжении всего процесса обучения.
- Владение навыками инструкторской судей деятельности по теннису.
- Формирование личностных качеств спортсмена целеустремленность, самостоятельность, выдержку, усидчивость, внимание, зрительную реакцию, повышение самооценки.
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
- Воспитание этического поведения спортсмена на соревнованиях, сборах, в коллективе.
Продолжительность освоения программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Вся программа предполагает срок обучения 11 лет и включает в себя следующие этапы:
- Этап начальной подготовки 1 года обучения (НП-1) – (1 год – 276 а/ч)
- Этап начальной подготовки 2 года обучения (НП-2) – (2– 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 1 года обучения (УТ-1) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 2 года обучения (УТ-2) - (552 а/ч, сокращение на 25% - 414 а/ч)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-3) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-4) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап учебно-тренировочный 3 года обучения (УТ-5) - (828 а/ч, сокращение на 25% - 644)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 1 года обучения (1104 а/ч, сокращение на 25% - 828)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 2 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап совершенствование спортивного мастерства 3 года обучения (1288 а/ч, сокращение на 25% - 966)
- Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) (1472 а/ч, сокращение на 25% - 1104 а/ч)
Программа состоит из четырех самостоятельных учебных курсов, рассчитанных на спортсменов определенных спортивных разрядов и определенных уровней теоретической и практической подготовки. В то же время следует рассматривать эти курсы как единый учебный процесс, взаимосвязанный содержанием, формами и методами практических занятий. Курс построен концентрически – темы, изучаемые в каждом блоке, постепенно углубляются и расширяются, что позволяет не только систематизировать пройденный материал, но и обеспечить взаимосвязь между ранее изученным материалом и рассматриваемом вновь.
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа предназначена для детей от 6 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий спортом и физическим нагрузкам.
Формы и методы обучения
Форма обучения – индивидуально-групповая, с учетом возможностей ребенка.
Содержание программы делится на теоретическую и практическую части.
Участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах.
Ожидаемый результат
На базовом уровне (НП)
- приобретение специальных знаний, навыков и развития индивидуальных качеств.
- выполнение разрядных требований
На уровне Учебно-тренировочном (УТ)
- повышение уровня подготовки
- выполнение разрядных требований
На III уровне (ССМ) и IV уровне (ВСМ)
- совершенствование профессиональных качеств
- повышение или подтверждение разрядных требований
Формы оценки результативности
Объективный критерий оценки результативности – спортивные результаты в соревнованиях различного уровня (город, Россия, Европа и мир). По результатам соревнований спортсмены выполняют или подтверждают спортивные разряды, выполнение контрольных нормативов.
Пояснительная записка на программу «Спортивное ориентирование и туризм»
Данная программа составлена на основании многолетнего опыта работы, результатов систематизации и обобщения научных знаний и методических материалов для обучения детей желающих вести активный образ жизни, сочетающий в себе туризм и ориентирование, как средства познания и освоения окружающего мира и физического развития.
Целью данной программы является формирование навыков здорового образа жизни подростка и организация собственного свободного времени средствами туризма и спортивного ориентирования.
Задачи:
Образовательные:
- овладение комплексом знаний, умений и навыков из области ориентирования, туризма, элементов картографии;
- привитие навыков здорового образа жизни и использования свободного времени;
- умение самостоятельно мыслить, решать поставленные задачи в различных жизненных ситуациях;
Развивающие:
- физическое совершенствование и укрепление здоровья;
- повышение личных спортивных результатов;
- формировать личностные качества спортсмена, повышать его самооценку
Воспитательные:
- воспитание воли через достижение поставленных целей;
- гармонизация личности с чувством уважения к себе и окружающим;
- предоставление возможностей для проявления социальной активности и развития творческих способностей обучающихся при подготовке и проведении многодневных выездов и комплекса коллективных творческих дел.
Продолжительность освоения программы.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность деятельности.
Продолжительность освоения данного курса – 3 года.
1 год – 216 часов.
2 год – 288 часов.
3 год – 432 часа.
В зависимости от физической подготовленности обучающихся, их психологической готовности и мотивации возможно сокращение часов учебно-тематического плана за счет сокращение практики (количества выездов в походы выходного дня и каникулы). Предлагаются такие варианты программы:
1 год – 144 часов.
2 год – 216 часов.
3 год – 288 часа.
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа рассчитана на обучающихся 11-14 лет. Набор свободный, по желанию. Обязательное условие – медицинский допуск к занятиям по физической подготовке, участию в спортивных соревнованиях и туристских походах.
Формы и методы обучения
Занятия носят в основном групповой характер. При овладении отдельными темами или приемами туризма и ориентирования возможны занятия «по звеньям» или индивидуально-групповые.
Занятия по программе строятся на сочетании теоретических и практических занятиях. Предпочтение отдается практическим занятиям. На первом году обучения теория составляет 1 ч/н, на втором – 2 ч/н, на третьем – 1 ч/н. Практическая туристская подготовка проводится в походах выходного дня.
Основными направлениями занятий 1 года обучения являются: изучение основ ориентирования, туристской жизни, общая физическая подготовка, как правило, в игровой форме, участия в массовых по спортивному ориентированию и туризму.
Главными направлениями занятий второго года обучения являются овладение навыками ориентирования, туризма, участие в соревнованиях по ориентированию туризму с выполнением разрядных норм, участие в степенных походах, экскурсиях.
На третьем году занятий основное внимание уделяется дальнейшему овладению ориентированием, участие в соревнованиях городского уровня, возможно участие в летних многодневных соревнованиях, предполагается проведение творческих мероприятий коллектива, участие в категорийных походах и в экспедициях и составление отчета о походе (устного или письменного).
Ожидаемый результат.
В 1 год обучения:
- знать основы спортивного ориентирования,
- освоить начальную туристскую подготовку,
- уметь чувствовать себя комфортно в коллективе и природной среде.
- повысить физические показатели от исходных,
Во 2 год обучения:
- участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию городского уровня,
- участвовать в соревнованиях городского уровня по технике пешеходного и лыжного туризма.
- создать отчет о совершенных походах.
- выступить с рассказам о путешествиях на клубной конференции
В 3 год обучения:
- участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию городского уровня,
- выступить на соревнованиях по всем основным видам туризма (пеший, водный, лыжный, горный).
- создать отчет о совершенных походах.
- выступить на российских соревнованиях по технике пешеходного туризма,
- повысить физические показатели от исходных,
- выполнить требования и нормативы на значок «Юный турист» и «Турист России»
- получить спортивный разряд по спортивному ориентированию
Формы оценки результативности
- система проверочных заданий по отдельным темам,
- выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке, ориентированию,
- участие в контрольных выездах МКК,
- участие в соревнованиях разного уровня, выполнение спортивных нормативов,
- участие в походах различных видов и сложности
- составление отчетов о пройденных походах, экскурсиях
Пояснительная записка на программу «Сноуборд»
При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии не только здоровых спортсменов, но и с лицами с ограниченными возможностями.
За основу был взят материал типовой программы по виду спорта «Сноуборд», предназначенной для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования и учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Данная программа «Сноуборд» является основным документом, который регламентирует учебно-тренировочную и воспитательную работу, выполнение нормативов по специальной физической, технической и тактической подготовкам.
Цель программы – гармоничное физическое развитие, укрепление здоровья обучающихся (инвалидов по слуху) посредством занятий сноубордом.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Социально-психологической адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья через спортивную деятельность.
Обучающие: формирование знаний, компетентности обучающихся в области спорта.
Развивающие:
- быстрота реагирования;
- точность и координация движений;
- тактические и стратегические способности;
- физическая выносливость и психологическая устойчивость;
- умение работать над собой, самосовершенствовать свое тело и движения.
- помогает научиться прогнозировать сложные ситуации и правильно принимать в них решения.
Воспитывающие:
- терпение; разумный риск; умение оценивать свое состояние и состояние партнера; формирует определенные черты характера, необходимые для достижения успехов в спорте и в жизни.
Способствует гармоничному, духовному, физическому и психологическому развитию обучающегося, основанному на индивидуальном, целостном и системном подходе к каждому занимающемуся.
Продолжительность освоения программы.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Продолжительность освоения данного курса – 5 лет.
1 год – 144 ч. (184 ч.)
2 год – 216 ч. (276 ч.)
3 год – 288 ч. (368 ч.)
4 год – 288 ч. (368 ч.)
5 год и более – 288 ч. (368 ч.)
Характеристика обучающихся, которым адресована программа
Программа рассчитана на обучающихся от 8 лет. Заниматься по данной программе могут обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий сноубордом
Формы и методы обучения
Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской практике, медико-воспитательных мероприятиях.
Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья занимающихся, развития специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к спортивному состязанию и повышение интереса к занятиям сноубордом.
Ожидаемый результат
1 год обучения:
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- овладение основами техники сноуборда;
- выполнение контрольных нормативов ОФП.
2 год обучения:
- углубленное изучение основных элементов техники сноуборда;
- выбор соревновательной дисциплины;
- приобретение первого соревновательного опыта.
- выполнение контрольных нормативов ОФП, СФП, СТП;
- выполнение и подтверждение нормативов 3-го юношеского разряда;
- участие в соревнованиях.
3 год обучения:
- выполнение контрольных нормативов ОФП, СФП, СТП;
- выполнение разрядных требований от 2-го юношеского разряда;
- участие в соревнованиях различного уровня;
4 год обучения:
- выполнение контрольных нормативов ОФП, СФП, СТП;
- выполнение разрядных требований от 1-го юношеского разряда;
- участие в соревнованиях различного уровня.
5 год обучения и свыше:
- выполнение контрольных нормативов ОФП, СФП, СТП;
- выполнение разрядных требований от 3-го разряда;
- участие в соревнованиях различного уровня.
Формы подведения итогов
Контроль за освоением программы осуществляется при выполнении контрольных нормативов общефизической подготовке, а также по результатам выступлений на соревнованиях.
Постоянный мониторинг ведется по параметрам:
- выступления на соревнованиях;
- присвоение разрядов;
- состояние здоровья;
- выполнение нормативов общефизической подготовки.
Пояснительная записка на программу «Спортивный туризм: туристские маршруты и туристские дистанции»
Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006-2009) и подтвержден Приказом Минспорттуризма России от 04.04.2012 № 262 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов»
Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет – Федерация спортивного туризма России, в Санкт-Петербурге – общественная организация Региональная спортивная Федерация спортивного туризма Санкт-Петербурга.
Всероссийский реестр видов спорта ввел новые понятия для спортсменов-туристов. Все соревнования разделены на 2 дисциплины:
- дисциплина – маршрут (ранее – соревнования спортивных походов)
- дисциплина – дистанция (ранее – соревнования по туристскому многоборью, соревнования по технике туризма)
В обеих дисциплинах соревнования проводятся по различным видам туризма:
пеший, водный, лыжный, горный, парусный, спелео, на средствах передвижения (велоcипедные, автомото, конные), комбинированные
В 2009 г. В СПб ГДТЮ была отлицензирована программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный туризм: туристские маршруты и туристские дистанции». Она объединяла походный опыт, наработанный ранее в учебных группах туристско-краеведческой направленности, и опыт участия в соревнованиях в условиях спортивной школы. По этой программе отделение отработало 3 полных учебных года и добилось значительных успехов. Троим учащимся присвоено звание мастер спорта (документы ещё одного спортсмена находятся на утверждении), звание кандидат в мастера спорта присвоено за этот период 17 спортсменам, 22 учащихся выполнили I спортивный разряд.
Спортсмены-учащиеся СДЮСШОР №2 являются безусловными лидерами городских соревнований и уверенно выступают на Первенствах России, занимая призовые места.
За три года работы тренеры-преподаватели отделения определились в выборе вида спорта, в котором работают и добиваются результатов: спортивный туризм – дисциплина: дистанции – пешеходные.
Цели программы
- Создание условий для развития мастерства обучающегося в области спортивного туризма.
- Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонней физической, технической и тактической подготовленности, укрепление здоровья занимающихся.
Задачи программы
Обучающие
- Формирование знаний о нормативных основах спорта, детско-юношеского туризма;
- Формирование знаний, необходимых для выступления на соревнованиях на туристских дистанциях и безопасности путешествий;
- Формирование компетентности обучающихся в области спорта
Воспитательные
- Формирование внимательного отношения к своему здоровью, гигиене и питанию.
- Формирование бережного отношения друг к другу.
- Формирование навыков взаимоотношений между участниками в спортивной команде.
Развивающие
- Совершенствование физического развития обучающегося и его спортивных навыков
- Гармонизация развития интеллектуальных и физических возможностей личности ребенка.
- Развитие волевых способностей и самостоятельности учащихся.
Направленность программы физкультурно-спортивная
Новизна и актуальность
Программа с таким содержанием «Спортивный туризм – дисциплина: дистанции - пешеходные» является новой не только для отделения СДЮСШ ОР № 2 СПб ГДТЮ, но и для Санкт-Петербурга и России. Типовых программ по спортивному туризму для отделений спортивных школ страны нет. Программа составлена с учетом требований к типовым программам для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) по направлению «спортивный туризм – дисциплина: дистанции – пешеходные» в соответствии с нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ:
- Приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. N 504 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»,
- Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 29.09.2006г. № 06-1479, обобщения передового опыта работы тренеров по спортивному туризму,
- Приказом госкомспорта РФ от 28.06.2001 № 390 «Об утверждении типового плана-проспекта для спортивных школ».
Особенности данной программы дополнительного образования
Особенность программы – ее реализация, в основном, в природной среде, во время учебно-тренировочных выездов, участия в соревнованиях. Возможность и необходимость вести образовательный и воспитательный процесс непрерывно в течение нескольких дней в автономных условиях.
Возраст учащихся
Заниматься по данной программе могут обучающиеся в возрасте от 8 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом и туризмом, подтвержденных ежегодным прохождением диспансеризации.
К освоению данной программы могут приступить дети, впервые начинающие заниматься туризмом. В группы старше 1-го года могут приниматься учащиеся, уже получившие начальную спортивно-туристскую подготовку в других образовательных учреждениях, и (или) сдавшие нормативы по ОФП и СФП, соответствующие уровню подготовленности команды.
Сроки реализации образовательной программы
Данная программа может быть полностью реализована в течение 11 лет.
Программа разбита на 4 этапа:
-
Этап начальной подготовки
1 год – ГНП-1 – 312 часов, 6 ч/н
2 год – ГНП-2 – 468 часов, 9 ч/н -
Учебно-тренировочный этап
3 год – УТГ-1 – 624 часа, 12 ч/н
4 год – УТГ-2 – 624 часа, 12 ч/н
5 год – УТГ-3 – 936 часов, 18 ч/н
6 год – УТГ-4 – 936 часов, 18 ч/н
7 год – УТГ-5 – 936 часов, 18 ч/н -
Этап спортивного совершенствования
8 год – ГСС-1 – 1248 часов, 24 ч/н
9 год – ГСС-2 – 1456 часов, 28 ч/н
10 год – ГСС-3 – 1456 часов, 28 ч/н
-
Этап высшего спортивного мастерства
11 год – ВСМ – 1644 часа, 32 ч/н
Такое количество часов отвечает специфике данной программы, позволяет уделять повышенное внимание вопросам безопасности и формированию необходимых спортивных навыков.
Формы и режим занятий
По форме занятия бывают:
- групповые (тренировки, теоретические занятия)
- индивидуально-групповые (занятия по специальной физической и технической подготовке, на соревнованиях)
- микро-группами: работа команд на соревнованиях и при подготовке к ним.
Занятия проходят в режиме тренировок, однодневных и многодневных учебно-тренировочных сборов, участия в соревнованиях, проведения походов. В течение недели проводятся занятия по специальной технической и физической подготовке: в парках города, специально оборудованных площадках и залах, по договоренности с другими образовательными учреждениями, и теоретические занятия с аудиторной практикой в учебных помещениях.
Ожидаемые результаты
Результатом будет являться формирование одной или нескольких спортивных команд из группы, регулярно выступающих на соревнованиях по спортивному туризму и повышающих спортивные разряды.
Для каждого обучающего результатом будет
- Сформированность знаний о нормативных основах спорта, детско-юношеского туризма, необходимых для выступления на соревнованиях на туристских дистанциях и безопасности путешествий;
- Сформированность компетенций в области спорта в целом и спортивного туризма в частности; внимательного отношения к своему здоровью, гигиене и питанию; бережного отношения друг к другу; навыков уважительных взаимоотношений между участниками в спортивной команде; совершенствование физического развития обучающегося и его спортивных навыков; гармонизация развития интеллектуальных и физических возможностей личности ребенка; развитие волевых способностей и самостоятельности учащихся.
- Готовность применять приобретенные компетенции в условиях спортивного категорийного похода и в экстремальных ситуациях природных и техногенных катастроф. Предпрофессиональная подготовка для дальнейшей деятельности в сфере промышленного альпинизма и службы МЧС.
Формы подведения итогов.
Постоянный мониторинг ведется по параметрам:
- выступление на соревнованиях
- присвоение разрядов и спортивных званий
- состояние здоровья – диспансеризация
Для перевода на следующий год обучения требуется выполнить не менее 2-х нормативов из 3-х: разрядные нормы по спортивному туризму, нормативы по общей физической подготовке (ОФП) и специальной физической подготовке (СФП) соответствующей возрастной группы.
Тренером-преподавателем планируется количество стартов и возможные призовые места на соревнованиях: дисциплина дистанция-пешеходная, количество контрольных выездов и походов на год. Основные итоговые мероприятия – спортивные соревнования.
Многогранная подготовка спортсменов-туристов позволяет им участвовать в соревнованиях не только по основной дисциплине «дистанция-пешеходная», но и участвовать в спортивных соревнованиях по «смежным» видам спорта: спортивное ориентирование, лыжный туризм, дистанции комбинированные – поисково-спасательные работы, возможно горный туризм, водный туризм и т. п. Квалификационные походы пешие, горные, водные, лыжные проводятся в осенние и весенние каникулы, и летом.