Образование средствами театра
«Всем хорошим в себе я обязан детскому театру»
народный артист России Н. Буров,
из выступления на открытии Форума по театральной педагогике
В конце февраля в нашем городе прошел Открытый Петербургский Форум «Образование средствами театра», посвященный школьной театральной педагогике и детскому театру. Он проводился Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных совместно со Смольным Университетом Российской Академии Образования, Санкт-Петербургским Гуманитарным Университетом профсоюзов при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Открывая Форум, председатель оргкомитета, художественный руководитель Театра Юношеского Творчества Дворца творчества юных Евгений Юрьевич Сазонов сказал, что сегодня здесь «собрались все те, чье сердце, душа и мысли заняты человеком. Человеком в театре и театром в человеке».
Каково сегодня место театра в системе школьного образования и формировании личности? Своими мыслями на этот счет делились собравшиеся на конференции участники: заведующий кафедрой актерского искусства СПбГАТИ, заслуженный деятель искусств России В.М. Фильштинский, народный артист России Н.Н. Иванов, заместитель генерального директора Большого театра России А.Н. Проничев, доктор педагогических наук О.А. Григорьева и многие другие.
В течение 3-х дней на Форуме звучали доклады, проходили мастер-классы и презентации моделей педагогических театральных инноваций. Яркие впечатления участники получили от представления педагогической системы М.Г. Дубровина, которая прошла в Театре юношеского творчества Дворца. На это время ТЮТ распахнул двери своих цехов, чтобы наглядно продемонстрировать, как живет и работает сегодня наследие великого учителя.
Интересные и необычные темы были затронуты в докладах на конференции. Среди них можно отметить исторический ракурс существования детского театрального творчества (доклад кандидата искусствоведения А.Б. Никитиной «Детское театральное творчество – вчера, сегодня, завтра»); особенности просветительской и образовательной деятельности среди детей: творческие встречи, игры, экскурсии (сообщение Б.Д. Павловича «Образовательные проекты в репертуарном театре», на основе используемого опыта работы в «Театре на Спасской» г. Кирова и БДТ им. Г.А. Товстоногова). По результатам конференции планируется издание сборника трудов ее участников.
Большая роль собственно школьному театру как средству образования и формирования мировоззрения воспитанников отводилась еще со времен Славяно-Греко-Латинской Академии, где он использовался в качестве части педагогической системы. Здесь дети через инсценирование «примеряли» взрослые, серьезные роли, предстоящие им в будущем на службе Отечеству.
Сегодня участие ребенка в школьном театре дает возможность формировать его личность целостной, определять ее социальную установку. «Здесь, – по словам В.М. Фильштинского, – начинают учиться, постигать эстетические (свет, слово костюм) и этические вещи. Здесь, выходя на сцену, испытывают первое чувство единения сначала с кружковцами, а потом со зрителями – общее соборное чувство человека. Так, в школьном театре начинается воспитание души».