Интерактивная конференция «Петербургский вектор дополнительного образования детей»
25 марта в рамках Петербургского образовательного форума Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных провел интерактивную конференцию «Петербургский вектор дополнительного образования детей». Началась встреча специалистов с экскурсий по восьми интерактивным площадкам города. Участники форума посетили центры «Белая башня» в Царском Селе, музей оптики СПб НИУ ИТМО, учебный центр «Автоград» Дворца детского юношеского творчества Московского района, Детский музейный центр исторического воспитания филиала музея политической истории России, детский город профессий «КидБург», отделение дополнительного образования детей на базе школы №619, исторический театр-макет «Петровская Акватория», которые предлагают детям новые оригинальные программы неформального образования.
Встреча участников конференции, которых собралось более 300 человек, продолжилась в «Ленэкспо», где научный руководитель Е.И. Казакова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, предложила обсудить основные векторы развития дополнительного образования Петербурга. Для дискуссии и оценки актуальности темы были приглашены эксперты: представители науки, Комитета по образованию и родители. Все выступления представителей как государственных учреждений, так и некоммерческих организаций и бизнес-структур оказались по-своему значимы и интересны.
Ряд продемонстрированных программ рассчитан на то, что дети, попробовав себя в различных видах творчества, в дальнейшем смогут целенаправленно выбрать интересную сферу дополнительного образования и определиться с выбором будущей профессии.
В своем выступлении об адаптации особых детей рассказала С.Н. Коротких, начальник отдела социально-культурной работы Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Светлана Николаевна сообщила аудитории о том, какие в учреждении реализуются программы и проводятся фестивали для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Например, фестиваль жестового пения «Поющие руки» способствует творческому раскрепощению детей, позволяет им социализироваться.
Заинтересовала экспертов презентация программы «Молодежного центра социальной рекламы» Центра детского (юношеского) технического творчества Московского района, которую представляла заведующая опытно-экспериментальной площадкой Е.В. Евсеенко. Воспитанники выявляют значимые проблемы и придумывают новые формы социальной рекламы, тем самым проявляют свою активную позицию.
В рамках вектора «Современное искусство» В.Г. Каспаров рассуждал о необычной форме обучения танцу, что предлагает Дом танца «Каннон Данс», где воспитанники обращаются к темам живописи, архитектуры, толерантности, математики и, таким образом, познают не только танец, но и иные виды творчества.
Историко-культурное образование – важная составляющая процесса обучения. Центр образования и досуга «Заячий остров», который представляла А.А. Браварник, предлагает своим посетителям отойти от стандартных форм экскурсий и познакомиться с необычными экспозициями: стать участником исторических эпох, побывать на различных предприятиях, узнать об истории возникновения профессий.
Сегодня на «Здоровый образ жизни» делают акцент многие образовательные учреждения. Так М.И. Скипский рассказал о создании на базе Дворца детского юношеского творчества Выборгского района площадки для занятия скейтбордингом.
Обучаться можно и во время школьных каникул – в этом уверен М.М. Эпштейн, генеральный директор АНПО «Школьная лига» руководитель увлекательного сообщества для взрослых и детей, где можно заниматься исследованием и бизнесом. Составляя план решения реальных ситуаций, с которыми сталкиваются бизнес-структуры, дети получают навыки работы в совершенно разных сферах.
Кроме того с презентацией своих образовательных площадок выступили: Е.С. Ясинская с рассказом о том, как раскрываются таланты в лаборатории для старшеклассников на базе Центра детского юношеского технического творчества Кировского района; М.Е. Лебедева – о значении конкурсов как социальных лифтов; А.Н. Думанский отметил значимость междисциплинарного образования для освоения программ; С.С. Михельсон продемонстрировал многообразие способов изучения математики; А.В. Юров поднял проблему профориентации в области инженерного конструирования. Вектор «Игра и развитие» был представлен красочно и ярко В.С. Войцеховской и ее коллегами – участниками Всероссийского конкурса «Созвездие игры», недавно завершившегося в Санкт-Петербурге.
С.Е. Кузнецова, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию, сделала акцент на том, что в нашем городе 400 организаций имеют лицензию на образовательную деятельность, среди них государственных учреждений дополнительного образования – 183, что говорит о востребованности дополнительного и неформального образования в городе.
Основные направления развития дополнительного образования для детей были обозначены выступающими, и Е.И. Казакова предложила залу проголосовать всего за три из прозвучавших направлений, которые кажутся им наиболее важными. Путем голосования зрительный зал определил значимость каждого вектора таким образом:
- Социальное творчество
- Игра и развитие
- Социальный лифт
- Профориентация
- Раскрытие талантов
- Современное искусство
- Историко-культурное образование
- Междисциплинарность
- Здоровый образ жизни
- Умные каникулы
- Развитие адаптивных программ
- Математическое образование
В заключение конференции выступила М.Р. Катунова, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Она обозначила еще один вектор развития петербургского дополнительного образования «Сохранение традиций», который не стали выносить на голосование, понимая его безусловную важность. На примерах истории Дворца творчества юных Мария Ренгольдовна рассказала о том, что внимательно относясь к новым веяниям времени, нельзя забывать об истории своего города и своей страны. Сохраняя традиции, определяются наиболее важные достижения предыдущего времени, и взгляд в будущее становится по-настоящему осознанным.
Итоговый призыв Е.И. Казаковой: «Векторы развития мы обозначили – теперь надо дальше работать!» воодушевил участников конференции.