30 апреля 2013 года в Аничковом дворце, в 14.00 были подведены итоги II Региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга 9-11 классов.
В олимпиаде приняли участие 68 участников из 13 районов города:
- 64 учащихся получили возможность защищать краеведческие исследования
- 4 работы не рекомендованы к устной защите
Первым этапом олимпиадного соревнования стало рецензирование работ. По традиции экспертами выступили известные в городе краеведы, исследователи, ученые, журналисты, преподаватели ВУЗов, педагоги дополнительного образования, представители различных музеев города, общественных организаций, сотрудники Дворца. Рецензент подбирался в зависимости от тематики исследовательской работы. В общем счете в качестве рецензентов выступило около 30 человек – специалистов в своей области.
Основные требования, предъявляемые к ученической исследовательской работе, прописаны в положении об олимпиаде. Не всегда учащиеся их выполняли полностью. Главной сложностью, на взгляд организаторов, стала постановка проблемы исследования – ее несоразмерность целям и задачам, а также силам учащихся. Невозможно, например, написать историю целого района, или всей истории Блокады Ленинграда.
По правильному пути пошли школьники, выбравшие темы узкие, но актуальные сегодня: история своей семьи на основе неопубликованных семейных архивов, история неизвестных экспонатов школьных музеев, история неизвестных петербуржцев, история одного дома и другое.
Еще одной проблемой стало оформление исследовательской работы. Это касается и использования научного языка и правил оформления библиографического аппарата. К сожалению, из всех участников олимпиады можно назвать не больше десятка работ, в которых оформлены ссылки по всем правилам и ГОСТу. Это же касается и оформления ссылок на интернет-источники и приложение.
За рецензирование в общей сложности можно было получить 20 баллов. У каждой работы есть две рецензии. В расчет бралось среднее арифметическое количество баллов. С рецензиями на исследовательские работы с рекомендациями и замечаниями на будущее, уважаемые коллеги, вы сможете ознакомиться после праздников в рабочие дни в 124 кабинете.
Следующим испытанием для ребят стало тестирование. Очень важно в олимпиадном соревновании показать ребятам не только свою заинтересованность и погруженность в тему своего исследования, но знания истории и культуры Санкт-Петербурга в целом. Проявить свои умения ориентироваться по карте, «узнавать» городские объекты и их местоположении, ориентироваться в памятниках культурного наследия нашего города. Задания к тестам были составлены по принципу ЕГЭ с тремя типами вопросов: первый и второй тип вопросов был направлен на выявление знаний по истории и культуре СПб, третий тип заданий предполагал проверить умения ребят писать мини-эссе, в котором необходимо было привести аргументы в пользу своей точки зрения.
Самыми сложными вопросами оказались те, которые были связаны с умением ориентироваться по карте, знаниями об учебных заведениях Петербурга, а также с памятниками, посвященными войнам. Отрадно, что на последний вопрос об императорском городе смогли ответить почти все участники в зависимости от качества приводимых аргументов. За тест можно было получить в общей сложности 12 баллов. Не все справились с заданиями, но были и те, кто смог написать тест без единой ошибки. Кто эти герои – вы узнаете чуть позже.
Последним и самым, наверное, сложным и волнительным испытанием стала защита исследовательской работы перед своими коллегами и членами жюри. Здесь было важно проявить свое владение материалом, умением обстоятельно и логично излагать результаты своих изысканий, уверенно отвечать на вопросы членов жюри. Максимальный балл за защиту – 8 баллов. В этом году каждый участник олимпиады имел право выбрать: защищаться с презентацией или только устно представлять свое исследование. Велись споры о целесообразности этого новшества. И, действительно, использовать логично и грамотно компьютерные технологии – это тоже большое искусство. Идя в ногу со временем, надеемся, что презентации станут для нас привычным средством представления результатов поисков ребят.
Еще одной новинкой стал тот факт, что на защите члены жюри оценивали только вашу устную защиту, и до сегодняшнего дня никто из членов жюри не знал, какое место какой участник займет.
С этим фактом связано и еще одно новшество олимпиады – применения рейтинговой системы. Все ваши баллы – за рецензирование, тестирование и устную защиту были суммированы, и по их сумме был составлен рейтинг участников.