Руководитель художественного корпуса Ленинградского Дворца пионеров Мария Львовна Гольденштейн с помощью девушек из МПВО разыскала нас, довоенных учащихся Дворца. Из 2 тысяч детей нас оказалось в городе на тот момент 13: кто умер, кто эвакуировался. Истощенным голодом и холодом, артобстрелами и бомбежками, нам, вроде, было не до песен. И эта маленькая, но сильная духом, претерпевшая не менее нашего женщина с огромной доброй душой отогрела своим сердцем нас, блокадных детей. Заставила говорить, что лучшее впереди. Поместила нас в интернат, что на Стремянной улице рядом с Дворцом пионеров. Нас здесь отмыли, отогрели, подкормили. Начались занятия с педагогами Дворца, которые остались живы.
Мы с ними стали готовить концертную программу. К тому времени нашлись ребята из студии танца. Так, под чутким, буквально материнским, руководством стала работать наша агитбригада. Мы выезжали с концертами в госпитали к раненым бойцам Ленинградского фронта, на корабли, что
Бывало, что мы и уставали, ведь надо было и готовить уроки в школу. Но всегда мы чувствовали ее заботу о нас. А она понимала свою задачу таким образом, как будто мы ее родные дети, жалела нас, всех знала по именам.
Прошло уже 55 лет с тех пор. Но память о Марии Львовне не угасает, как и чувство огромной благодарности за все то, что она для нас сделала.
Вечная память нашей родной Марии Львовне.
Лида Американова. 30.06.1997 г.
…Мария Львовна была не только заведующей отделом художественного воспитания Дворца пионеров. Она следила за нашим репертуаром, сидела на наших уроках и просмотрах, составляла программы концертов, водила нас на спектакли в городские театры и на концерты в филармонию, приглашала к нам на встречи разных замечательных людей (Н. Леви, Н. Перельмана, Е. Флакса, Полицеймако, Глуха и других). Она следила за нашим здоровьем и внешним видом, за нашим воспитанием. И именно из ее уст я впервые услышала слово «дурновкусие». Своим тихим и спокойным голосом она останавливала любой ор и любую драку. И вообще, она всегда была здесь, подтянутая и немногословная, доброжелательная ко всем.
Вера Бородулина (Кротова В. Г.)
За время войны Мария Львовна перенесла большое личное горе: она потеряла мужа, ушедшего добровольцем на фронт, мать и брат погибли в Киеве в Бабьем Яру, долго не имела известий об эвакуированной с интернатом маленькой дочери, которая только весной 1944 года вернулась домой. М.Л. Гольдштейн работала во Дворце до 1947 года.
|
Библиотекарь Дворца с 1937 по 1956 гг.
|
В начале 1943 года в Ленинградском Дворце пионеров был открыт спортивный отдел.
Отделение спортивной гимнастики на 20 детей возглавил известный гимнаст Сергей Алексеевич Гуляев. Отделением плавания на 14 детей руководил пловец Александр Михайлович Шумин. С ребятами работала и известная пловчиха Клавдия Ивановна Алёшина.
С 1943 года в отделении спортивной гимнастики тренировались школьники Свет Тихвинский, Володя Лавренов, Бронислав Чертков, Оля Швец и другие. Осенью 1943 года и в начале 1944 года в коллектив гимнастов пришли школьники, уже имевшие довоенную подготовку в гимнастике: Лида Иванова, Юзеф Понизовский, и новички: Юра Гаврилов, Алексей Гуляев, Анатолий Петров, Борис Катишев, Юра Шелехов, Таня Егорова, Валя Грошева и другие.
Обязательные занятия проходили два раза в неделю в спортивном зале Дворца пионеров, еще одно занятие было факультативным. Тренировочный процесс проходил интересно, интенсивно, на разных спортивных базах Ленинграда: в Институте физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, в Доме физкультуры на ул. Халтурина (Миллионной), 22, в спортивном зале плавательного бассейна ВЦСПС на ул. Правды, в залах стадиона «Динамо» и на открытом воздухе весной и осенью.
Гимнасты готовились не только к спортивным соревнованиям, но и к агитационным выступлениям в школах города, в госпиталях, на сценах театров и в концертных залах. Команда участвовала в многочисленных детских праздниках и демонстрациях на площадях города. А ведь это 1943-1944 годы, когда одна мысль о спорте у многих в городе вызывала удивление. Уже в 1944 году при поддержке городских руководителей команда юных гимнастов Ленинграда смогла выступить в Москве на первенстве СССР. Это был коллективный подвиг всех людей, имевших отношение к этому мероприятию. Многие участники ленинградской команды на гимнастическом параде в Москве имели на груди медаль «За оборону Ленинграда». Шел четвертый год войны, а ленинградцы уже утверждали право на мирную жизнь, на мирные спортивные соревнования. Столица и представители союзных республик встречали юных гимнастов как героев Ленинграда.
|
Блокада совпала у Людмилы Михайловны с началом педагогической деятельности. Она стала учителем биологии и руководителем юннатского кружка во Дворце пионеров. Людмила Михайловна жила интересами детей, и они вместе побеждали голод – разбивали грядки в саду Дворца, на Марсовом поле и выращивали на них овощи, картофель. По заданию ВИРа юннаты посеяли рожь, овес, пшеницу из Вавиловской коллекции. Это было нужно сделать, иначе семена потеряли бы всхожесть. Заготовляли съедобные растения: крапиву, подорожник, лебеду.
В кружке жили животные: лягушка, моллюски, минога, лисенок. Людмила Михайловна была инициатором проведения первого слета юннатов в сентябре 1945 года. В красной гостиной Дворца была открыта выставка работ юннатов. Героинями этого слета оказались две хрупкие девочки – Зина Николаева и Лена Кубланова, которые посадили один клубень картофеля, а урожай получили – 1300 клубней. Это было целое событие для голодных ленинградцев.
Позднее, работая преподавателем педагогического института, Л. М. Голицинская сохранила дружбу со своими воспитанниками, они были желанными гостями на юбилейных торжествах и даже приходили на открытие ЭБЦ «Крестовский остров», где посадили грушевое дерево в память о своем блокадном детстве.
|
«Хором руководила дивная женщина — дирижер, педагог, одержимая своим делом, безумно любящая детей, Мария Фёдоровна Заринская. Как мы её любили!!! Это она заразила нас музыкой на всю жизнь. Я всегда вспоминаю её с любовью и благодарностью».
Елена Образцова, народная артистка СССР
|
В один из холодных весенних дней во Дворце пионеров состоялся большой концерт для воспитанников детских домов, потерявших на фронте родителей. Я пришел на концерт задолго до начала. На мраморной лестнице и в сияющем белоколонном зале было тихо и пусто. В ожидании праздника я бродил по коридорам Дворца и неожиданно услышал очень красивый звук неизвестного мне музыкального инструмента. За неплотно прикрытой дверью играли что-то нежное и слегка печальное. Я дослушал мелодию до конца и заглянул: девочка в нарядном платье, на вид чуть старше меня, сидела на стуле, ее ноги в белых чулочках обнимали большую гитару с острым штырем.
Смутившись, я хотел было закрыть дверь, но девочка улыбнулась и спросила дружелюбно:
– Ты из какого кружка?
– Не из кружка, а из детского дома, – ответил я.
Заметив, что я разглядываю инструмент, она сказала:
– Это виолончель. А я Валя. Ты тоже можешь записаться в наш кружок. Не бойся, что не возьмут. Всех берут.
Концерт был великолепен. Выступали пионеры – танцоры, певцы, чтецы… А после концерта выстроилась тихая и вежливая очередь – каждый гость получил по две соевых лепешки и желудевый кофе в жестяной кружке. На следующий день я снова был во Дворце пионеров. Кружком виолончелистов тогда руководил Иосиф Михайлович Лившиц, человек небольшого роста, с добрым, изможденным лицом. Он встретил меня приветливо, спросил, не умею ли я играть на каком-либо музыкальном инструменте и знаю ли я ноты? Услышав мое сконфуженное «нет», Иосиф Михайлович тоскливо вздохнул, но из класса не прогнал, а стал объяснять, как нужно держать виолончель. Валя была права – в кружок брали всех! Педагоги Дворца пионеров не стремились сделать из каждого ученика музыканта, они мечтали о большем: о том, чтобы холод и голод блокады не подавили детские сердца. Ни одному ребенку, пожелавшему заниматься в каком-либо кружке Дворца пионеров, не было отказано. Дворец был как прекрасный оазис среди человеческих страданий.
В кружке виолончелистов я познал азы нотной грамоты и научился играть несколько гамм. Занятия с Иосифом Михайловичем предопределили всю мою судьбу.
Евгений Евгеньевич Федоров, заслуженный артист России
|
Принят на работу во Дворец пионеров 15 февраля 1937 года.
17 января 1939 года – заместитель заведующего политмассового отдела. 5 октября 1941 года призван в армию по мобилизации. 26 декабря получил тяжелое ранение. По апрель 1942 года в госпитале на излечении. 23 апреля 1942 уволен в запас по болезни. 15 мая 1942 года принят заведующим политмассовым отделом Дворца пионеров. 11 июля эвакуирован с детским домом в качестве директора.
В 1945 году возвратился в Ленинград и вернулся на свою должность во Дворец пионеров. Проработал старшим массовиком и руководителем клуба юных затейников до ухода на пенсию.
|
Варшавская Р.А. — основатель и руководитель студии художественного движения Ленинградского Дворца пионеров. Получила консерваторское образование в Западной Европе, где познакомилась с пластическими и ритмическими системами, основанными на естественности движений и выразительных возможностях человеческого тела. Физическая культура сочеталась с высокой чисто танцевальной техникой. На занятиях студии художественного движения зеркало задергивалось занавесками, чтобы учащиеся непосредственно отдавались танцу и добивались верного движения по мышечному ощущению. Поставила много новых, никогда до этого не использовавшихся, хореографических сюжетов для ансамбля А.Е. Обранта, прославившегося своими выступлениями в годы Великой Отечественной войны. Весной 1942 г. Роза Абрамовна лично обходила дома, разыскивая своих воспитанников, приводила их во Дворец, где ребят возвращали к жизни.
|
В.Ф. Латернер пришел во Дворец пионеров в 1944 г. и возглавил секцию фехтования. Как тренер был настойчив и требователен к ученикам – злился, когда что-то не получалось и многократно заставлял повторять упражнения. В то же время чутко и заботливо участвовал в жизни каждого своего ученика и сумел создать дружественную обстановку в коллективе Дворца пионеров. Послевоенное время было непростым для всех. Не хватало инвентаря. Не всегда могли одеться в спортивную форму его ученики. Да и с питанием время было не лучшее. В.Ф. Латернер внимательно относился к проблемам детей, помогал им, иногда за счет своего здоровья. А ученики радовали тренера своими успехами: в 1949 г. Эля Деева стала чемпионкой СССР среди девушек, Вадим Попов занял второе место на первенстве СССР среди юниоров. В 1955 г. В.Ф. Латернер скончался после тяжелой болезни.
Ремизов В.А., заслуженный тренер РСФСР, старший тренер отделения фехтования Дворца, мастер спорта СССР
|
Руководил студией изоискусства с 1944 г. по 1976 г. |