О чем молчали берестяные грамоты.
Этим летом юные археологи отправились работать на Троицкий раскоп, самый большой в Новгороде. Участок за участком он тщательно исследуется на протяжении уже сорока лет. И вот уже можно представить, где стояли дома, какими большими они были - удалось выявить планировку усадеб этого квартала, и не только. Благодаря тому, что в усадьбах обнаружено много берестяных грамот, где упоминаются имена обитателей, можно составить даже нечто вроде адресной книги древнего Новгорода. Среди адресов - усадьба художника, чей талант был столь велик, что имя его упоминается в летописи.
В 2000 году в Троицком раскопе была найдена древнейшая русская книга начала 11 века, написанная на деревянных восковых табличках - церах.
Особенности Новгородской археологии таковы, что здесь в культурном слое сохраняются предметы из органических материалов, например, дерева и кожи. В прошлом году наш кружковец Илья Копештянски нашел здесь берестяную грамоту. В этом году мы раскапываем слой поселения конца 11 - начала 12 века. Находки пока бытовые: детали кожаной обуви, фрагменты керамических сосудов, деревянная точеная тарелка. Но они и являются основными на раскопе, так как цель археологических исследований не находка сокровищ, а реконструкция жизни древнего населения.
В лаборатории ребятам рассказывают, что происходит с находками
экскурсия-занятие в лаборатории камеральной обработки центра археологический исследований Новгородского музея-заповедника В лаборатории ребятам рассказывают, что происходит с находками после извлечения из земли: как их консервируют, фиксируют, составляют документацию и т.д.